6 февраля в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол на тему: «Предметный дизайн: вопросы сертификации изделий. Выход отечественного производителя на международный рынок», организованный Гильдией производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна.
Основной целью мероприятия, по словам председателя Гильдии Анастасии Крыловой, был анализ готовности международных рынков к приходу на них продукции, произведенной в России отечественными специалистами предметного дизайна.
На заседании выступили отечественные дизайнеры, которые имеют опыт выхода на международные рынки. Среди основных проблем, которые сопутствуют экспортированию либо импортированию товара, они назвали сложности с получением признаваемых в Евросоюзе сертификатов как на исходные материалы, так и на готовую продукцию. Как заявил Алексей Сибилев, его компания «Бэлси» экспортирует свою продукцию в 8 стран мира. «Раньше мы производили мебель и игрушки в основном в Китае, сейчас переводим производство в Россию и нам это очень нравится», — подчеркнул предприниматель. Между тем, он рассказал, что сейчас нет аккредитованных на территории России лабораторий, которые бы сертифицировали продукцию на соответствие европейским стандартам. По словам руководителя направления международной сертификации компании «ЕвроЭкспертСтандарт» Егора Литвинова, «таких лабораторий на территории России нет и не будет. Европа не аккредитует ни одной лаборатории – это их принципиальная позиция».
Отмечалось, что получение сертификата – процедура сложная и достаточно дорогостоящая. Раньше Российский экспортный центр (РЭЦ) предоставлял субсидии на сертификацию продукции, но в прошлом году они были отменены. Как заявил председатель Комитета МТПП по интеллектуальной собственности Владимир Банников, принято решение возобновить субсидирование сертификации с апреля. Однако, подтверждающей информации на сайте РЭЦа пока не появилось.
Как пояснил дизайнер Макс Касымов, при производстве мебели по индивидуальным заказам продукцию сертифицировать не нужно — необходимо получить сертификаты на материалы. Помимо этого, он отметил, что получение помощи от различных госучреждений по продвижению продукции на зарубежные рынки связано с необходимостью собирать большой пакет документов, и многие предприниматели, чей бизнес связан с предметным дизайном, предпочитают не связываться с сильно бюрократизированной системой. В частности, речь шла о получении поддержки в РЭЦ. По мнению Егора Литвинова, это вполне закономерная ситуация – государственные деньги и поддержка должны оказываться обоснованно.
Гораздо проще получить господдержку через Московский экспортный центр. Об том заявила на круглом столе представитель МЭЦ Валерия Варнавская. Она пригласила представителей индустрии дизайна, чья продукция связана с использованием древесины, разместиться в каталоге московской экспортной продукции. Он распространяется на различных выставках и других публичных мероприятиях в напечатанном виде, и размещен на сайте в электронном виде. Поскольку в заседании принимали участие значительное число производителей мебели, Валерия Варнавская пригласила из принять участие в коллективном стенде на профильной выставке Maison&Objet, которая пройдет в сентябре в Париже. «Мы впервые будем участвовать в этой выставке и заинтересованы в развитии присутствия московских производителей на нашем стенде «Сделано в Москве». Участнику нужно только оплатить дорогу и проживание, все остальное мы берем на себя» — заявила эксперт. В качестве приятного бонуса представитель МЭЦ отметила, что пакет документов, которые нужно представить для получения поддержки, гораздо более скромный, нежели на федеральном уровне.