В главном корпусе музея имени Арсеньева во Владивостоке на этой неделе обновили экспозицию старинной мебели. С центрального постамента был убран письменный стол Даттана, одного из первых владивостокских предпринимателей. Пришло время для другого предмета с богатой историей.
Теперь в самом центре — стол с фрегата «Паллада». В своё время, перед вынужденным затоплением, корабельную мебель распродавали. И эта часть флагманского гарнитура оказалась в доме Сологубов. Вот он великолепный памятник владивостокской архитектуры 19-го века, первый частный кирпичный дом. Его коллежский асессор, основатель и первый редактор газеты «Владивосток», построил для жены и пятерых детей. И до сих пор здесь живут его потомки.
Елизавета Александрова, научный сотрудник отдела фондов объединённого музея им. Арсеньева: «Пушкинская улица тогда была окраиной Владивостока… и Да, Майя Махарадзе, прапраправнучка Николая Варламовича, сама передала нам и стол, и предметы сологубовского гарнитура…»
Стол, два удивительной формы стула и цельно деревянная ширма — часть спального интерьера. Работа китайских мастеров. Сологубы, как истинные дальневосточники, воспринимали культуру Поднебесной целостно. И то, что на азиатском столике явно европейская скульптура — лишь стечение музейных обстоятельств. Авторам экспозиции хотелось показать широту сологубовских взглядов.
Малышка с куклами театра Полишинеля, а рядом — фигурка ребенка со сломанной игрушкой. Тонкий, умный фарфор украшал гостиную Сологубов. Но некоторое время статуэтки базировались в одной из детских. Два укрытых за витринным стеклом интерьера — две открытые дверцы в прошлое известных владивостокских семей. Этот письменный стол — уже Сибирцевых. За ним сиживала основательница нескольких открытых гимназий Владивостока Мария Владимировна. Она сама преподавала там естественные науки, и сделала так, чтобы в гимназии могли учиться дети разных сословий.
На улице прапорщика Комарова легендарный красный дом с памятной табличкой. Здесь жил в 1910-13 годах будущий советский писатель Александр Фадеев.
Возможности музея Арсеньева, его главного корпуса, позволяют старинной мебели дышать свободно. Её подолгу рассматривают любопытные посетители. Молодежь задерживается у оригинального, оформленного зеркалами шкафа и маленькой его копии — тумбочке. Работа мастеров Шанхая.
Елизавета Александрова, научный сотрудник отдела фондов объединенного музея Арсеньева: «Владивосток был ориентирован на тихоокеанские страны. Гонконг, Шанхай — именно оттуда привозили мебельные шедевры».
И для сравнения — подаренный музею семьёй ветерана Великой Отечественной Александры Ганьковой, трофейный книжный шкаф. Именно книжный, хотя так похож на платяной. Это Германия, начало 20-го века. И декор, не в пример азиатским, намеренно прост. Экспозиция старинных интерьеров — живая, как и все в Арсеньевском. Её периодически пополняют новинками, если можно так говорить о фондовых старожилах, о том, что раньше как-то руки не доходили показать публике. А теперь крупные исторические реликвии и подарки моряков и рыбаков, из долгих заграничных путешествий привозивших целые гарнитуры — ежедневно, на улице Светланской, 20.
Источник: http://vestiprim.ru/